Полёты в аэроклубе

Выход из «условного парка»

Юрий МИХЕЕВ, заместитель гендиректора компании "Транзас"
Лет тридцать назад, в период бурного развития тренажеростроения в стране, один из высокопоставленных чиновников гражданской авиации так сформулировал цель этого развития: "Тренажер должен стоять у кровати каждого летчика!" В те годы Министерство гражданской авиации СССР стремилось оборудовать учебно-тренировочные отряды региональных управлений тренажерами всех тех типов ВС, которые эксплуатировались в этом ведомстве. Конечно, такой подход не всегда был экономически оправдан, но кто в то время считал "народные деньги", тем более расходуемые для благой цели обеспечения безопасности полетов…
Экономика экономикой, однако гораздо большей бедой было то, что отечественные тренажеры тогда значительно уступали западным по своим техническим характеристикам. Сказывалось технологическое отставание страны, особенно в части вычислительной техники. Тем не менее один уважаемый специалист в области тренажерной подготовки произнес фразу, которая не только стала крылатой, но и на много лет вперед определила отношение к нашим тренажерам: "Не каждая скрипка — скрипка Страдивари, но играть, умеючи, можно на каждой". И все понимали: надо использовать те тренажеры, которые научилась делать советская промышленность.
Прошли годы. Изменилось государство и его социально-экономическая формация. Свершилась компьютерная революция. Российская промышленность овладела технологиями, позволяющими производить тренажерную технику, отвечающую международным требованиям. Но два приведенных выше лозунга по-прежнему незримо осеняют нашу систему тренажерной подготовки авиационного персонала. Тренажеров в России много, но толку от них мало, о чем и рассказывалось в обзоре АТО.
Однако в этом же материале было высказано предположение: "государство рассчитывает на то, что со временем законы рыночной экономики решат проблему обновления тренажерного парка". С этим тезисом я категорически не согласен. Экипажи должны быть одинаково качественно подготовленными вне зависимости от того, летают ли они на новых "иномарках" или на устаревших самолетах отечественного производства. И аэродромная подготовка не может заменить тренажерную при подготовке экипажей к выполнению полетов в аварийных ситуациях.
Авиационный тренажер — категория технико-экономическая. При определенных условиях тренажер способен значительно сократить затраты авиакомпании на обучение пилотов. Но при этом главная задача тренажера — обеспечить требуемый уровень подготовки авиационного персонала. А качество подготовки — это уже основной фактор, влияющий на безопасность полетов. Безопасность полетов по определению не может обеспечиваться механизмами рыночного регулирования, поэтому данная задача стоит перед государственными органами. Именно государственные органы надзора в конечном счете берут на себя ответственность, когда утверждают программы подготовки летного состава, в которых либо вообще отсутствует тренажерная подготовка, либо она предусматривается на устаревших тренажерах.
В Министерстве транспорта РФ за вопросы состояния тренажерного парка непосредственно отвечают две структуры: Департамент государственной политики в области гражданской авиации, геодезии и картографии и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Первый формирует государственные стандарты, нормы и требования, направленные на обеспечение безопасности полетов, вторая следит за их надлежащим исполнением. Вот эти государственные структуры — а вовсе не рынок — могут и должны решить проблему обеспечения качественной тренажерной подготовки авиационного персонала.
И это не мое личное мнение, это международная практика, закрепленная в документах ICAO. Мировое авиационное сообщество выработало достаточное количество документов, регламентирующих и качество тренажеров, и порядок их внедрения и использования. Этому уровню должна соответствовать также национальная нормативная база, но этого, к сожалению, не происходит. Наши нормативные акты имеют как минимум десятилетнюю давность, поэтому мало соответствуют сегодняшним требованиям. К примеру, существующие отечественные документы предусматривают сертификацию тренажеров и устанавливают порядок ее проведения. ICAO рекомендует подвергать тренажеры квалификационной оценке. В результате старый документ о сертификации вроде бы уже и не действует, а новый, определяющий порядок квалификационной оценки не разработан.
На мой взгляд, состояние тренажерного парк в России улучшится, как только государственные органы путем создания современной нормативной базы обяжут авиакомпании принимать необходимые меры для повышения качества тренажерной подготовки своего персонала. Вот при таких условиях и рынок сыграет свою положительную роль, поскольку позволит за счет конкуренции между производителями тренажеров добиться максимальной эффективности вложения средств в модернизацию тренажерного парка.

Читайте также  SuperJet International обучила пилотов и бортпроводников для SSJ 100

Добавить комментарий