У истоков свободного полета

Второй год подряд Конференция проводилась при поддержке губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина в живописном месте на берегу Волги в пансионате «Волжанка».

В этом году организатором мероприятия стала Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан владельцев воздушных судов (РАОПА), соорганизаторы — Национальная ассоциация деловой авиации России (НАДА) и ООО «ExpoТech Group», генеральный партнер — ГУ «Московские авиационные услуги», информационный партнер — AeroJetStyle.

Открывая Конференцию, президент НАДА Валерий Очиров пожелал всем собравшимся плодотворной работы и передал организационные полномочия Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан — владельцев воздушных судов, представленной вице-президентом РАОПА Владимиром Тюриным (1-я конференция проводилась под эгидой НАДА России). Пользуясь правом «принимающей стороны», первым в конгрессной части мероприятия выступил начальник Департамента транспорта и связи Церен Церенов с докладом о «Концепции развития малой авиации в Тверской области». Он рассказал о мерах Администрации по содействию авиации и ознакомил слушателей с показателями, которые должны быть достигнуты при реализации областной Целевой программы.

Так, в настоящее время вертолетных площадок в области — 10, а к 2015 г. их должно стать 90. Базовыми аэродромами для малой авиации определены аэродром Змеёво (Тверь), а для региональных и местных воздушных перевозок — гражданский сектор аэродрома Мигалово. В Программе предусмотрено создание областного Центра малой авиации с задачами: подготовки пилотов-любителей; технического обслуживания и ремонта легкой авиатехники; регистрации ВС, в том числе подготовки и выдачи разрешительных документов по принципу «одного окна». «Таким образом, благодаря активной позиции Администрации области, были выработаны документы и решения, направленные на развитие малой авиации. И теперь можно уверенно говорить, что наша Тверская земля стала благодатным местом для АОН в Центральном федеральном округе», — констатировал Церен Церенов.

В первой части конференции участники обсудили два основных вопроса: об использовании воздушного пространства и о подготовке авиационного персонала.

Проект «Федеральных правил использования воздушного пространства РФ» (ФП ИВП), которые в настоящее время проходят установленные процедуры согласования в Минюсте, представил Начальник отдела организации структуры воздушного пространства Росаэронавигации Анатолий Аксенов. Основное внимание он уделил вопросу уведомительного порядка использования воздушного пространства (ИВП). По общему характеру дискуссии, последовавшей за докладом, можно было определить, что этот раздел ФП ИВП проработан весьма подробно, но все же остался неопределенным ответ: в течение какого срока органы управления воздушным движением (ЕС ОрВД) реализуют уведомительный порядок на практике, после выхода соответствующего Постановления Правительства РФ. Дело в том, что наличия механизма реализации ФП ИВП, изложенного лишь на бумаге, недостаточно — потребуется дополнительное время на создание организационно-технической структуры, функционирующей адекватно новым правилам и условиям. Докладчик отметил, что Федеральная аэронавигационная служба занимается в настоящее время решением этих задач.

Читайте также  Международный перелет АОПА Украина

О подготовке авиационного персонала АОН России рассказал заместитель директора Департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса РФ Андрей Шнырев. Он изложил основные положения новых Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов/полетным диспетчерам гражданской авиации». Новые Правила были разработаны в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (Приложение 1-й Чикагской Конвенции «Выдача свидетельств авиационному персоналу»).

Комментируя нововведения, А. Шнырев отметил, что требования к частному пилоту, пилоту планера, пилоту сверхлегкого ВС и специалисту по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники нужно было давно переработать. Со стороны нормативного регулирования здесь существовал пробел, так как документ, устанавливавший требования к пилоту-любителю (Приказ МГА СССР № 44/И) устарел, создавал сложность в их практическом применении и в итоге был отменен в судебном порядке. Так, например, ранее пилот-любитель, решивший освоить другое ВС, должен был получать допуск на каждый тип ВС, а как известно, количество типов в малой авиации достаточно большое. Это влекло за собой необходимость сертификации авиационных учебных центров фактически на каждый экземпляр ВС. Кроме того, возникали различные коллизии: лица, имеющие слабую подготовку, могли получить пилотские свидетельства, но в то же время для хорошо подготовленных иной раз создавались непреодолимые трудности. С целью решения подобных противоречий были разработаны новые правила. Они уже утверждены приказом Минтранса №147 и сейчас находятся в Минюсте. Издание состоится в ноябре, а по истечении 180 дней с момента официальной публикации они вступят в действие. Поэтому у всех заинтересованных лиц будет резерв времени, чтобы подготовиться к их выполнению.

Что же предусмотрено в новых правилах по АОН?

Читайте также  Нелегалы.

Теперь пилот-любитель будет называться частным пилотом, если не будет возражений в Минюсте. Не справедливо называть любителями пилотов, летающих в своих интересах, ведь среди них есть люди, которые по своей квалификации превосходят профессионалов, выполняющих коммерческие перевозки.

Еще одно новшество — вводятся требования к обладателю Свидетельства пилота планера.

Введен раздел, определяющий требования к пилотам сверхлегких ВС. Для них предусмотрена возможность выполнения полетов, как в своих интересах, так и при осуществлении авиационных работ или коммерческих перевозок.

Есть раздел для пилотов свободных аэростатов. В нем предусмотрено, что воздухоплаватель, при желании, сможет зарабатывать деньги, не являясь коммерческим пилотом, но для этого будет обязан получить соответствующую квалификационную отметку. Такая деятельность допускается международными стандартами.

Кроме того, на самолет, сертифицированный для выполнения полетов экипажем, состоящим из одного пилота, не будет требоваться квалификационная отметка «тип ВС» в пилотском свидетельстве. Достаточно будет иметь запись: «сухопутный»; «морского базирования»; «однодвигательный»; «многодвигательный».

В новых ФАП реализовано требование 54-й статьи ВК РФ: Пилоты сверхлегкого ВС смогут обучаться не в АУЦ, а под руководством пилотаинструктора.

Частные пилоты получат право самостоятельно проводить оперативное техобслуживание ВС. Таким образом, снимется необоснованное препятствие для совершения полетов: ранее, прилетая в какой-либо аэропорт, пилот-любитель был вынужден обращаться в местную организацию ТОиР. Теперь же на законном основании он сможет самостоятельно готовить ВС к дальнейшему полету, как это и принято в мировой практике.

Претерпит изменения Летная книжка: состав разделов будет соответствовать европейским правилам JAR.

В дополнение к ФАП, появится второй документ — Административный регламент по процедурам выдачи свидетельств авиационному персоналу. В нем будет четко прописан установленный порядок выдачи свидетельств и исполнение должностными лицами регламентированных функций. Готовится документ о создании централизованной системы учета свидетельств авиаперсонала.

Читайте также  В Петербурге станет легче летать на работу.

Ведется работа над созданием централизованной системы контроля знаний, которая, отчасти, будет похожа на используемую в ГАИ. С ее помощью проверяющая инстанция сможет оценить уровень знаний будущего пилота или специалиста в любом уголке нашей страны.

Завершая конгрессную часть, организаторы предложили продолжить дискуссию в формате «круглого стола». Интерес к диалогу был вызван выступлением Владимира Тюрина на тему: «Базовые отличия в построении российского и зарубежного воздушных законодательств». Далее развернулось обсуждение проблем в области АОН, с которыми сталкиваются пилоты, технический персонал, руководители аэроклубов в своей повседневной деятельности. Выделив в перечне вопросов ряд наиболее характерных и обобщив их в виде отдельных предложений, участники конференции приняли Резолюцию.

По отзывам непосредственных участников конференции, у каждого сложилось собственное мнение: начиная от стоимости взноса за посещение этого мероприятия и до выводов о реальности реализации выработанных предложений. Тем не менее, полезность форума никто не отрицал. Однако, как отметили выступавшие на «круглом столе», нужна глубокая и заблаговременная подготовка наиболее злободневных вопросов, которые препятствуют или «тормозят» развитие Авиации общего назначения и требуют широкого обсуждения; необходимо более четко определять тематику докладов, исходя из практических потребностей; привлекать для обсуждения проблем профессионалов, способных компетентно изложить методику их решения. Не случайно, чиновники из Минтранса рекомендовали организаторам готовить к следующей конференции конкретные предложения в виде служебного письма. Этот документ можно будет откорректировать с учетом мнений членов Ассоциации и направить в адрес уполномоченного органа или учреждения для последующей реализации. Такая форма работы будет более действенной, нежели как порой бывает — «встретились, поговорили, отдохнули и разошлись».

Подводя итоги конференции, напоминаем, что в этом году исполняется 15-летний юбилей российской Авиации общего назначения. Весной 1993 г. вышел Указ Президента РФ «О развитии и деятельности в Российской Федерации авиации общего назначения». С каким багажом подошла к этому юбилейному рубежу отечественная АОН, можно косвенно судить по материалам конференции в «Волжанке».

Автор: Сергей Лелеков

Добавить комментарий