Полный привод как стиль жизни Михаила Касаткина

— Михаил, расскажи об одном из своих увлечений и жизненном кредо.

— Никаких секретов. Моя предрасположенность к технике и авиации, видимо, передалась генетически от дедушки и отца, которые не смогли попасть в авиацию по разным обстоятельствам. К тому же и бабушка в молодости ездила на мотоцикле — одном из двух на весь наш небольшой городок Загорск… Недавно прокатил ее на вертолете. К слову, бабушке сейчас 87 лет. Пролетели по оврагу, показал слегка то, «как летали во Вьетнаме»… Она сказала, что понравилось.

На факультете аэромеханики и летательной техники физико-технического института парашютным спортом занимался только я. Пару раз уговорил товарищей с факультета сделать несколько прыжков, но не более того. Мне нравилось. Но и опасения объяснимы. Прыгать с парашютом страшно всем: кто-то может этот страх побороть, а кто-то нет.

Позже, когда я работал конструктором в НИИ парашютостроения, мне удалось создать систему-тандем ПО-27 для прыжков с пассажиром на куполе типа «крыло», не имевшую отечественных аналогов. Как парашютистиспытатель, участвовал в испытаниях многих систем, в том числе и своей.

После ухода из НИИ к прыжкам остыл, т.к. не имел возможности быть испытателем, а прыгать просто так было уже не интересно.

— И когда возникло желание летать?

— С детства. Но случилось так, что, выполнив первый прыжок с парашютом, увлекся парашютным спортом. Осуществить мечту удалось лишь в 2003 г. Звонит как-то знакомый и спрашивает: «Ты не знаешь, где Мячково? Мы хотим поехать туда полетать на самолетах». Ответил, что знаю, от МКАДа километров пятнадцать, и попросился поехать за компанию. Так я оказался в Мячково и начал летать на L-29 в «Аэроджетклубе». Налетал около 10 часов, но самостоятельно вылететь не успел. Мячково закрыли. Спустя несколько лет, один из товарищей спросил: «Что ты сидишь на земле и ждешь реактивную авиацию? Сейчас все на вертолетах учатся летать! Это модно, пафосно!». Ответил: «Мода и пафос меня не интересуют, но летать действительно хочу». Мысль запала в голову. Позвонил в один аэроклуб, другой… Самый внятный менеджер оказался, вернее, оказалась в «Аэросоюзе». Первый полет показался жутким: крыльев нет, вместо них над головой что-то крутится… Начал обучаться и самостоятельно вылетел на «Робинсоне» в 2006-м. В 2007-м участвовал в Кубке Миля и даже занял не последнее место. Очень благодарен инструкторам, подготовившим меня к самостоятельным полетам. Зарубежные пилоты всегда отмечают высокое качество моего обучения при сравнительно небольшом налете. Кстати, отметки об этом есть в моей летной книжке.

Читайте также  Global Express XRS для глобальных решений

Сейчас летаю на газотурбинном вертолете Gazelle SA-341G французского производства и осваиваю отечественный Як-52.

— Интересно, а почему такие контрастные перемены в типах воздушных судов?

— С «Робинсона» на «Газель»? Это примерно то же, что пересесть с «Жигулей» на «БМВ». Gazelle — настоящий боевой вертолет со всеми вытекающими возможностями. «Робинсон» очень хороший вертолет для первоначального обучения и простых полетов. Можно аккуратно взлететь, пролететь спокойно, сделать легкий пилотаж и все…

— Заняться чем-то земным желания не было?

— Было, конечно. Катался на горных лыжах. Занимался дайвингом и получил сертификат PADI. Автомобили: ездил только на полноприводных, начиная с «Нивы». Потом были американцы со свойственным им комфортом, сейчас — Х5. Я сторонник спокойной езды. Ехать спокойно — не значит медленно. Так можно ездить и на большой скорости, но при этом не «прыгать» каждую секунду из ряда в ряд. Нужно видеть стратегическую картину дороги, а перестраиваться и обгонять только тогда, когда это действительно имеет смысл.

— Летать в районе аэродрома не надоедает?

— Не надоедает, когда осваиваешь новую технику. Сказывается испытательское прошлое. При желании всегда можно поехать за границу и полетать там. Благо, воздушный туризм во многих странах развит хорошо, есть на что посмотреть. Я уже летал в США, на Ямайке, во Франции, на Кипре, в Италии, Эмиратах, Доминиканской республике… Хочу побывать в ЮАР, говорят, там полеты очень демократичные.

В России, к сожалению, мало мест, куда можно полететь, из-за очень слабо развитой инфраструктуры. Во Франции, например, через каждые 50–100 км расположены небольшие аэродромы, на которых могут принять любые воздушные суда, кроме больших лайнеров. Вертолеты по городским маршрутам летают с получасовым интервалом, а для частных аэро клубов применяется гибкая система налогообложения. Можно получить серьезные скидки, если дополнительно заниматься, например, авиационной подготовкой детей.

Читайте также  В Петербурге станет легче летать на работу.

Представьте, практически около любого загородного замка или ресторана можно совершить посадку. Понятно, что от такой возможности получаешь удовольствие…

Забавный случай был в Доминикане, где мы арендовали вертолет и хотели осмотреть окрестности. Пилот-инструктор, заметив на моей футболке надпись Helicopter Pilot, лишь уточнил, ставить в кабине спаренное управление или нет.

А можно ли сделать нечто подобное у нас?

— Это сложный и длительный процесс, но надеюсь, что все это произойдет в обозримом будущем. Опять же, все зависит от того, что хотеть. Учиться летать и поддерживать навык можно уже сегодня. Для этого достаточно прийти в аэроклуб, в котором есть вертолеты, самолеты и налаженная система полетов. Как многие сейчас и делают.

Опять же, отношение к авиации. На мой взгляд, за рубежом оно развито в большей степени. Пилоты даже в маленьких компаниях летают в белых рубашках и галстуках. Отношение к полету — подчеркнуто серьезное. И если командир воздушного судна говорит, что лететь нельзя, то пассажиры соглашаются с этим решением вне зависимости от своего финансового состояния.

— Не пропадет ли желание летать, и каким будет следующее увлечение?

— Нужно закончить обучение на Як-52, поучиться на высший пилотаж и выступить на соревнованиях в 3-й лиге. Потом, например, пройти отбор в школу пилотов Red Bull и посоревноваться в Air Race, ведь многим участникам этих гонок за пятьдесят, а мне еще до этого возраста…

Так что цели есть — полный вперед!

Источник: AeroJetStyle

Беседовал Александр Леонидов
Фото из личного архива Михаила Касаткина

Добавить комментарий