Полный привод как стиль жизни Михаила Касаткина

— Михаил, расскажи об одном из своих увлечений и жизненном кредо.

— Никаких секретов. Моя предрасположенность к технике и авиации, видимо, передалась генетически от дедушки и отца, которые не смогли попасть в авиацию по разным обстоятельствам. К тому же и бабушка в молодости ездила на мотоцикле — одном из двух на весь наш небольшой городок Загорск… Недавно прокатил ее на вертолете. К слову, бабушке сейчас 87 лет. Пролетели по оврагу, показал слегка то, «как летали во Вьетнаме»… Она сказала, что понравилось.

На факультете аэромеханики и летательной техники физико-технического института парашютным спортом занимался только я. Пару раз уговорил товарищей с факультета сделать несколько прыжков, но не более того. Мне нравилось. Но и опасения объяснимы. Прыгать с парашютом страшно всем: кто-то может этот страх побороть, а кто-то нет.

Позже, когда я работал конструктором в НИИ парашютостроения, мне удалось создать систему-тандем ПО-27 для прыжков с пассажиром на куполе типа «крыло», не имевшую отечественных аналогов. Как парашютистиспытатель, участвовал в испытаниях многих систем, в том числе и своей.

После ухода из НИИ к прыжкам остыл, т.к. не имел возможности быть испытателем, а прыгать просто так было уже не интересно.

— И когда возникло желание летать?

— С детства. Но случилось так, что, выполнив первый прыжок с парашютом, увлекся парашютным спортом. Осуществить мечту удалось лишь в 2003 г. Звонит как-то знакомый и спрашивает: «Ты не знаешь, где Мячково? Мы хотим поехать туда полетать на самолетах». Ответил, что знаю, от МКАДа километров пятнадцать, и попросился поехать за компанию. Так я оказался в Мячково и начал летать на L-29 в «Аэроджетклубе». Налетал около 10 часов, но самостоятельно вылететь не успел. Мячково закрыли. Спустя несколько лет, один из товарищей спросил: «Что ты сидишь на земле и ждешь реактивную авиацию? Сейчас все на вертолетах учатся летать! Это модно, пафосно!». Ответил: «Мода и пафос меня не интересуют, но летать действительно хочу». Мысль запала в голову. Позвонил в один аэроклуб, другой… Самый внятный менеджер оказался, вернее, оказалась в «Аэросоюзе». Первый полет показался жутким: крыльев нет, вместо них над головой что-то крутится… Начал обучаться и самостоятельно вылетел на «Робинсоне» в 2006-м. В 2007-м участвовал в Кубке Миля и даже занял не последнее место. Очень благодарен инструкторам, подготовившим меня к самостоятельным полетам. Зарубежные пилоты всегда отмечают высокое качество моего обучения при сравнительно небольшом налете. Кстати, отметки об этом есть в моей летной книжке.

Читайте также  Небо внутри.

Сейчас летаю на газотурбинном вертолете Gazelle SA-341G французского производства и осваиваю отечественный Як-52.

— Интересно, а почему такие контрастные перемены в типах воздушных судов?

— С «Робинсона» на «Газель»? Это примерно то же, что пересесть с «Жигулей» на «БМВ». Gazelle — настоящий боевой вертолет со всеми вытекающими возможностями. «Робинсон» очень хороший вертолет для первоначального обучения и простых полетов. Можно аккуратно взлететь, пролететь спокойно, сделать легкий пилотаж и все…

— Заняться чем-то земным желания не было?

— Было, конечно. Катался на горных лыжах. Занимался дайвингом и получил сертификат PADI. Автомобили: ездил только на полноприводных, начиная с «Нивы». Потом были американцы со свойственным им комфортом, сейчас — Х5. Я сторонник спокойной езды. Ехать спокойно — не значит медленно. Так можно ездить и на большой скорости, но при этом не «прыгать» каждую секунду из ряда в ряд. Нужно видеть стратегическую картину дороги, а перестраиваться и обгонять только тогда, когда это действительно имеет смысл.

— Летать в районе аэродрома не надоедает?

— Не надоедает, когда осваиваешь новую технику. Сказывается испытательское прошлое. При желании всегда можно поехать за границу и полетать там. Благо, воздушный туризм во многих странах развит хорошо, есть на что посмотреть. Я уже летал в США, на Ямайке, во Франции, на Кипре, в Италии, Эмиратах, Доминиканской республике… Хочу побывать в ЮАР, говорят, там полеты очень демократичные.

В России, к сожалению, мало мест, куда можно полететь, из-за очень слабо развитой инфраструктуры. Во Франции, например, через каждые 50–100 км расположены небольшие аэродромы, на которых могут принять любые воздушные суда, кроме больших лайнеров. Вертолеты по городским маршрутам летают с получасовым интервалом, а для частных аэро клубов применяется гибкая система налогообложения. Можно получить серьезные скидки, если дополнительно заниматься, например, авиационной подготовкой детей.

Читайте также  Полеты без правил

Представьте, практически около любого загородного замка или ресторана можно совершить посадку. Понятно, что от такой возможности получаешь удовольствие…

Забавный случай был в Доминикане, где мы арендовали вертолет и хотели осмотреть окрестности. Пилот-инструктор, заметив на моей футболке надпись Helicopter Pilot, лишь уточнил, ставить в кабине спаренное управление или нет.

А можно ли сделать нечто подобное у нас?

— Это сложный и длительный процесс, но надеюсь, что все это произойдет в обозримом будущем. Опять же, все зависит от того, что хотеть. Учиться летать и поддерживать навык можно уже сегодня. Для этого достаточно прийти в аэроклуб, в котором есть вертолеты, самолеты и налаженная система полетов. Как многие сейчас и делают.

Опять же, отношение к авиации. На мой взгляд, за рубежом оно развито в большей степени. Пилоты даже в маленьких компаниях летают в белых рубашках и галстуках. Отношение к полету — подчеркнуто серьезное. И если командир воздушного судна говорит, что лететь нельзя, то пассажиры соглашаются с этим решением вне зависимости от своего финансового состояния.

— Не пропадет ли желание летать, и каким будет следующее увлечение?

— Нужно закончить обучение на Як-52, поучиться на высший пилотаж и выступить на соревнованиях в 3-й лиге. Потом, например, пройти отбор в школу пилотов Red Bull и посоревноваться в Air Race, ведь многим участникам этих гонок за пятьдесят, а мне еще до этого возраста…

Так что цели есть — полный вперед!

Источник: AeroJetStyle

Беседовал Александр Леонидов
Фото из личного архива Михаила Касаткина

Добавить комментарий