Полёты в аэроклубе

Почему отлеталась Кубинка

Какая судьба ждет легендарный военный аэродром? Некогда легендарная и непобедимая 16-я воздушная армия, дислоцировавшаяся под Москвой, сдает без боя свой знаменитый военный аэродром — Кубинку. Тот самый, где базируются всемирно известные пилотажные группы "Русские витязи" и "Стрижи". Сдает коммерсантам. С 1 июня военные оставляют Кубинку — все боевые самолеты, а также личный состав должны покинуть родную базу. Такое решение принял министр обороны Анатолий Сердюков.

Кубинку на продажу выставили по-тихому. И без объяснений, для чего и почему. Хотя в кризис хороший хозяин и квартиру на продажу не выставит. Но, видимо, были веские резоны…

О том, что их продали, знают все, кто живет и служит в Кубинке. Здесь до последнего времени базировалось одно из крупнейших авиационных соединений, отвечающее за воздушное прикрытие столицы. Местный люд клянется, что Кубинку купил Сулейман Керимов, человек состоятельный, сенатор и по совместительству глава компании "Нафта-Москва". В планах бизнесмена — создать первый в России полноценный аэропорт для бизнес-авиации. Сейчас бизнес-перевозки между собой делят "Внуково", "Домодедово" и "Шереметьево". Идея-максимум — сконцентрировать все в одном месте. "Нафта-Москва" уже создала дочернюю структуру — ЗАО "Аэропорт Кубинка" — и намерена до конца года вывести за свой счет военную базу. Впрочем, вывод уже состоялся. В чем и убедились "Известия".

"Нас нет в будущих планах"

…Формально Кубинка — все еще охраняемый военный объект. Закрытая часть. Шлагбаумы, КПП, бетонный забор, колючая проволока

— мы готовы были прыгать даже через нее. Раньше для того чтобы постороннему, тем более журналисту, попасть внутрь, нужно было согласование ВВС, а то и Минобороны.

А тут приехали — и ахнули. Настежь открытые ворота. За ними — зачехленные боевые истребители МиГ-29 и Су-27. И никакой охраны, ни одного человека в форме.

Живая душа встретилась лишь в солидном отдалении.

— Мне все равно, что здесь будет, — сообщила ожидающая автобуса на ближайшей остановке женщина. — Земля? Дачи? Может быть. У нас шесть соток предлагают за $100 тыс.

В самом конце взлетно-посадочной полосы — еще одни настежь открытые ворота. Рядом с отсутствующим видом стоит военный.

— Можно пройти-то? — спрашиваем у служивого.

— Спросите на КПП…

КПП у вторых ворот снова хранит молчание — пусто. Идем. Впереди пассажирские "Илы" и "тушки". И снова ни души.

Ощущение нереальности нарушает охранник на вышке аэроклуба "Кубинка". Он хотя бы есть. Впрочем, гости его нисколько не настораживают, только и спросил — к кому. К начальству.

Читайте также  «Хелипорт Истра» встретил участников путешествия на Белое море

Главу известного на весь мир аэроклуба застать на месте не удалось. Бывший пилот Александр Горнов, основатель пилотажной группы на Су-25 "Небесные гусары", был в отъезде. Но услышав, по какому вопросу "Известия" приехали в Кубинку, его подчиненные тут же связали нас с начальником.

— Нас нет в будущих планах бизнес-аэродрома, — говорит Александр Александрович. — Нас уже попросили убраться. Странно, конечно… У нас государственная авиация, частно-государственное партнерство, мы бесплатно учим летать молодежь в рамках РОСТО. То есть решаем задачи подготовки мобилизационного ресурса. Но получается, как только дело доходит до коммерции, мы становимся не нужны.

Аэроклуб Горнова — это 18 самолетов и вертолетов различных марок. От обычных Як-52 до новеньких "Сесна" и вертолета "Робинсон". По словам авиатора, до последнего времени они обучали пилотированию 127 человек и до 400 парашютистов. Несколько выпускников аэроклуба сейчас учатся на летчиков в военных и гражданских вузах.

— Что будете делать дальше? — спрашиваю Горнова.

— Не знаю, ждем…

Дежавю: на недавнем совещании в Рязани президент Дмитрий Медведев призывал возродить РОСТО (это по сути "сменщик" легендарного ДОСААФа) и критиковал тех, кто вместо военной подготовки молодежи посдавал площади этой организации бизнесменам…

Что будет со "Стрижами" и "Витязями"?

Знаменитых пилотажных групп мне в Кубинке застать не удалось — они в Ахтубинске, прилетят на днях. Им всем предстоит переехать в Липецк. Эта идея многих из пилотов не вдохновила. По нашим данным, уже есть рапорты от несогласных. Тут надо понять: когда летчик уходит из обычной летной части, это не трагедия. Но для таких уникальных пилотажных групп потеря хотя бы одного аса — катастрофа. Эти люди годами отрабатывают взаимодействие в воздухе, чувствуют друг друга буквально спинным мозгом. Оттого и умеют делать то, что другим неподвластно. За последние несколько лет на замену в этих группах удалось найти только двух пилотов.

"Про инженеров и техников никто ничего не говорит"

Военного летчика Николая вместе с его экипажем мы "поймали" на КПП около аэроклуба.

— Что говорят, что с вами будет?

— Разгоняют, — как-то буднично и без сожаления отвечает он. — Технику уже практически вывели в Липецк. Людей перебрасывают кого под Питер, кого в Екатеринбург. Если повезет и будут места, кто-то попадет служить в Чкаловский, он же тоже в Подмосковье.

Читайте также  Путеводитель

— А всех обещают пристроить?

— Только летчиков, про техников и инженеров никто ничего не говорит…

— Не жалко сниматься с насиженного места?

— Жалеть нечего, — так же буднично сообщает капитан. — Квартир тут все равно почти ни у кого нет. Мы их снимаем (Минобороны оплачивает часть суммы за поднаем жилья, для Москвы это 15 тыс. рублей. — "Известия"). Так что все равно, где это делать. Да мне всего три года осталось протянуть — пенсия и потом на гражданку. Уже присматриваю себе работу.

— Бизнесмены зовут?

— Нет. Эти нами не интересуются. У них свои люди. Я в гражданскую авиакомпанию планирую.

— Делать здесь совершенно нечего, — говорит председатель Совета молодежи Кубинки Иван Ефимов. — Работа вся в Москве.

— Мне никто ничего не говорил о том, что будет, — сообщил "Известиям" глава Никольской сельской администрации, куда относится территория аэродрома, Юрий Супрунов. И бодро добавил:

— Надеюсь, что создание бизнес-аэропорта откроет для населения новые рабочие места и принесет отчисления в бюджет.

Впрочем, сколько именно гражданских специалистов потеряют работу в связи с закрытием авиабазы, Юрий Петрович сказать не смог. Информация о перспективах Кубинки "закрыта" и для него. Представителя власти, между прочим. Хоть и муниципальной.

Кому нужен бизнес-аэропорт?

Официально Минобороны факт продажи Кубинки не подтверждает. Как заявлял недавно главком ВВС Александр Зелин, военные не отказываются от Кубинки, Центр показа авиационной техники BBC "остается на своем постоянном месте дислокации". Но это — одно здание. Еще цитата из Зелина: "Пилотажные группы, входящие в состав Центра, продолжают выполнение своих задач по предназначению". Но — уже в Липецке. Министр же обороны Анатолий Сердюков заявлял: он не против двойного использования, то есть в том числе и под коммерческие нужды, военных аэродромов. Какова может быть цена такой сделки — остается только гадать.

— Кубинка не входила в число частей постоянной боевой готовности, — сообщил "Известиям" источник в Минобороны. — Поэтому изменение ее статуса не нанесет урона боеготовности нашей армии (из Липецка до Москвы истребитель летит 20 мин. — "Известия"). Есть же аэропорт ВМФ "Остафьево" под Москвой. Там базируются как моряки, так и самолеты "Газпрома". И ничего. Вообще в планах военного ведомства изменение статуса еще ряда военных аэродромов. Например, "Кречевицы" под Великим Новгородом или аэродрома "Энгельс" под Саратовом.

Читайте также  Большая безопасность малой авиации

Между прочим, на нем базируется стратегическая авиация…

В любом случае, по мнению специалистов, реализация проекта бизнес-аэропорта потребует нескольких сотен миллионов долларов. И это при том, что, по большому счету, новые хозяева приходят на все готовое — самая дорогая часть любого аэропорта, взлетно-посадочная полоса, уже есть. Бетонная, требующая модернизации, возможно, нового аэронавигационного оборудования, но готовая. Опрошенные нами эксперты вообще не уверены, что на такое "двойное использование" будет спрос. Спад в сегменте деловой авиации оказался наиболее значительным по отрасли, поэтому нынешние потребности вполне может удовлетворить "Внуково-3". Так что перспективы создания бизнес-аэропорта весьма туманны. Зато несомненны перспективы Кубинки как недвижимости — бесквартирных военных давно окружали современные коттеджи.

А место-то изумительное. 60 километров от Москвы по престижным Минскому и Можайскому шоссе. Пока еще заповедный лес, что особенно ценится. Маленькое "но": состоятельные граждане обычно не любят, чтобы над крышами их домов ревели самолеты. Хоть бы даже частные…

"Стоять! Частная собственность!"

…Объехав вокруг аэродрома, мы снова вернулись к распахнутым воротам на летное поле. Впрочем, в этот раз проход к самолетам нам преградил охранник в компании парочки нестрашных дворняг. Видимо, кто-то "стуканул", что в Кубинку прилетели журналисты.

— Стоять! Частная собственность! — заорал он.

— Вы из ЧОПа?

— Из ЧЕРТа… — с трудом проговорил он.

— Это же военный аэродром, какой ЧОП?

— Нет больше Кубинки, все расфор-мировали, — с вызовом выдал он и с горечью махнул рукой куда-то в сторону. — А ведь это был последний военный аэродром на западном направлении… Вот полетит новый Руст, кто Москву прикроет? Из Питера, что ли, полетят?

Он сел в свою машину и уехал куда-то в глубь аэродрома. Теперь — уже бывшего.

Мы подошли к зачехленным самолетам. Беспомощным на земле. Улететь на них как Руст, наверное, невозможно. А вот покуражиться над ними — вполне. Военный объект наводил ужас тем, что техника стояла без призора. Как и сам аэродром. Как и люди вокруг него.

Очень боюсь, что после этой публикации "Известий" выгонят встреченного нами чоповца (хотя он-то в чем виноват?), и на этом наведение порядка на объекте и закончится. Логика при этом будет простая: нет больше Кубинки. Умерла так умерла. Без всяких воинских почестей.

Источник: Известия

Добавить комментарий