Перевозчики мечтают достучаться до небес

Нынешней осенью заметно снизилось число клиентов у единственного в России авиаперевозчика, работающего в формате воздушного такси. Правда, его представители напрямую не говорят о кризисе, замечая, что наибольший поток приходится на весну и лето: в холодное время года пассажиров меньше. Но цены все равно повысили.

«Постоянно дорожающий авиакеросин вынудил нас поднять цены на 15%, а на перегон пустого самолета — на 20%. Но мы рассчитываем, что число клиентов вернется на прежний уровень уже к весне. Кризис неизбежно приведет к тому, что некоторые наши клиенты будут летать обычными рейсами. С другой стороны, до нынешней осени число пассажиров постоянно росло, а иногда даже не хватало бортов», — говорит Оксана Иванова, менеджер компании «Авиаменеджмент Груп» (бренд — авиатакси Dexter).

VIP only

Большинство компаний, предоставляющих услуги деловых чартеров, базируются в Москве. В Петербурге деловой авиации попросту негде базироваться. После закрытия аэропорта Ржевка для небольших самолетов остается только Пулково.Впрочем, руководство главного петербургского аэропорта, по мнению некоторых экспертов, работает лишь с избранными.
«В Петербурге не осталось взлетных полос, чтобы осуществлять полеты малой авиации. Пулково категорически не хочет с нами работать, у них все есть свое, включая круг авиаперевозчиков. И для посторонних мест нет», — утверждает Олег Федоров, руководитель Невского аэроклуба.

Впрочем, некоторые участники рынка говорят, что аэропорту Пулково сложно работать с деловой авиацией по единственной причине -нет необходимой инфраструктуры.

«Многие инвесторы с удовольствием вложились бы в развитие того же авиатакси. В конце концов, для этого нужны не такие уж большие деньги — самолет может стоить всего $350-400 тыс., годовое обслуживание — не более $2 тыс. Плюс сервисная станция на аэродроме — порядка $300 тыс. Но вся штука в том, что нет этих самых мест базирования. Большие надежды мы возлагали на анонсированные в прошлом году планы строительства специализированных аэропортов для малой авиации в Пушкине и Левашове. Но теперь в связи с кризисом они, скорее всего, будут заморожены», — считает Виталий Дячок, руководитель компании «Золотые ворота».

Читайте также  Небо внутри.

Закрытое небо

Впрочем, не все специалисты настроены столь пессимистично. По мнению некоторых из них, платежеспособный спрос на быстрые авиаперевозки как внутри страны, так и за ее пределы если и упадет, то ненамного. В последние 2 года число клиентов выросло на 30-40%.
«Цены повысятся из-за подорожания керосина, некоторые пассажиры могут перестать пользоваться нашими услугами. Но рынок в целом по России будет расти. Люди не перестанут летать, тем более что до Москвы пока можно долететь всего за 8,5 тыс. рублей с человека.
Мы, например, собираемся запускать в Европу большие самолеты. Сейчас ведем переговоры по «ТУ-134» на 46 пассажиров. К тому же за последний год работать стало чуть легче. Согласование полетов с Федеральной аэронавигационной службой проходит гораздо быстрее, чем с военными — буквально за день. Насколько я знаю, согласование на полет вертолета вообще можно получить за 3 часа», — рассказывает Артем Ананикьян.

Однако рынок мог бы расти еще быстрее, если бы такие согласования отменили вовсе. Как в Соединенных Штатах, где только бюджет на малой авиации зарабатывает до $7 млрд в год! Любые процедуры и разрешения абсолютно бесплатны: налоги и сборы включены в стоимость топлива.

«У нас слишком много бюрократии. Регистрация самолета может занять долгие месяцы и многие тысячи рублей. На каждый полет нужно согласование — но не факт, что оно будет получено. Говорить о серьезных инвестициях в малую авиацию можно будет, только если откроют небо так, как это на Западе», — убежден Игорь Душенко, директор аэродрома Касимово.

«Получить необходимые согласования на полеты не так уж сложно, если у тебя хорошие и длительные отношения с теми, кто эти разрешения выдает. Мне без проблем дают разрешения на полеты, но я уже 5 лет летаю.

Читайте также  «Хелипорт Москва» приглашает на «Охоту и рыбалку»

Новому человеку, вполне возможно, могут и отказать. Но я построил у себя на базе отдыха вертолетную площадку и уверен, что она не будет пустовать», — подчеркивает Александр Терентьев, генеральный директор загородного клуба «Орех».

Артем Ананикьян считает, что рынок бизнес-авиации будет только расти.

Источник: Деловой Петербург

Добавить комментарий