Полёты в аэроклубе

Малая авиация России необходима. Нужен ли закон о малой авиации?

Открывая совещание, заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров отметил, что для России необходимость малой авиации очевидна.

«Для значительной части населения, особенно проживающего за Уралом, в населенных пунктах, с которыми отсутствует круглогодичное наземное сообщение, эта проблема очень актуальна. Люди зачастую не имеют возможности использовать иные виды транспорта, кроме воздушного. Малодоступна им и малая авиация: билеты стоят больше месячной зарплаты, а состояние аэропортов просто плачевное», — сказал он.

По словам вице-спикера, поддержка этой отрасли, в том числе, на законодательном уровне остро необходима. Вячеслав Штыров попросил участников дискуссии за экономическими проблемами обсуждаемой темы не упускать социальный аспект, то есть интересы миллионов жителей Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Он предложил попытаться ответить на следующий вопрос: нужно ли принимать отдельный закон о малой авиации, или следует пойти по пути совершенствования уже действующего законодательства, внося в него необходимые изменения.

Одним из авторов законопроекта является председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. Сенатор подчеркнул, что разработчики документа готовы отказаться от авторства, передать эту проблему на рассмотрение правительства РФ, лишь бы ситуация с малой авиацией нашла свое эффективное и положительное решение.

Законопроект, как рассказал В. Озеров, поддерживают почти все регионы федерации. Противником выступает лишь Министерство транспорта РФ. По словам заместителя министра транспорта РФ, статс-секретаря Сергея Аристова, ведомство не устраивает в законопроекте ни сама концепция, ни отдельные положения. Министерство поддерживает законодателей в намерении помочь отрасли. Однако, считают там, нет необходимости принимать специальный закон. С. Аристов предложил вносить поправки в действующее законодательство, прежде всего, в Воздушный кодекс РФ. Пока в нём нет даже понятия «малая авиация». Кроме того, отсутствуют законодательно прописанные механизмы регистрации, сертификации аэроклубов, летательных аппаратов и иных действий.

Читайте также  Взлет обновленного Як-18Т

Участники дискуссии отметили немало и других нерешённых вопросов. В частности, указывалось, что в настоящее время воздушное пространство используется по разрешительному принципу, что подразумевает длительные процедуры оформления и согласования документов. Для регулярных рейсов и плановых полетов военной и экспериментальной авиации это имеет смысл, но для малой авиации любое промедление может оказаться губительным, ведь ее главное отличие и достоинство – оперативность, отсутствие жёсткого расписания полётов.

Опыт других стран доказал, что эта отрасль вполне рентабельна. Основные сферы ее применения – обучение пилотированию, авиаспорт, патрулирование, туризм, перевозка небольших грузов, сельскохозяйственные работы. В США ежегодный объём налоговых сборов с малой авиации составляет около $4 млрд. Годовой оборот по рынку малой авиации в США составляет около $50 млрд, число рабочих мест превышает 500 000. Количество частных летательных аппаратов в Соединённых Штатах — около 200 000. Особенно развита малая авиация на Аляске, климат и территория которой сопоставимы с дальневосточными регионами России.

Но в нашей стране малая авиация существует пока вне правового поля, констатировали участники обсуждения. Не имея официального, закреплённого в законе статуса она год за годом сдаёт свои позиции: снижается объём перевозок, закрываются малые аэропорты. Подводя итоги дискуссии, в которой приняли участие представители профильных министерств и ведомств, заинтересованных организаций, Вячеслав Штыров высказал мнение, что проект закона о малой авиации не стоит снимать со счетов. Для дальнейшей работы он предложил подготовить перечень проблем отрасли, которые пока не нашли своего законодательного решения. Участники встречи договорились обсудить их уже в начале следующего года.

Источник: Совет Федерации

Добавить комментарий