Полёты в аэроклубе

Керимов приземлился в Кубинке.

Группа «Нафта Москва» стала совладельцем военного аэродрома в Подмосковье. Сейчас там базируются пилотажные группы ВВС России «Русские витязи» и «Стрижи», которые в ближайшее время будут переведены в Липецк.

ЗАО «Аэропорт Кубинка», принадлежащее инвестиционной группе «Нафта Москва» Сулеймана Керимова, подписало с Министерством обороны России договор купли-продажи земельного участка, расположенного на территории военного аэродрома Кубинка в Одинцовском районе Московской области (в 60 км от Москвы). Об этом в интервью «Эксперту» сообщил управляющий директор «Нафта Москвы» Антон Аверин. По его словам, за 46 га земли и 23 нежилых строения (площадью свыше 7 тыс. кв. м) компания заплатила в общей сложности около 7 млн долларов. Руководство «Нафта Москвы» уже заявило о намерении создать на базе Кубинки специализированный частный аэропорт для деловой авиации. Если эти планы будут реализованы, то знаменитым на весь мир пилотажным группам «Русские витязи» и «Стрижи» придется свернуть свою деятельность и искать новое место для тренировочных полетов.

Все на продажу

О массовой распродаже высвобождаемого в ходе реорганизации имущества наше военное ведомство объявило еще весной прошлого года. Напомним, что в соответствии с решением Минобороны вместо существующих сейчас шести военных округов планируется создать четыре оперативно-стратегических командования — по одному на каждую сторону света. При этом уже сейчас ясно, что наибольшие потери в результате реформы понесут российские ВВС. Как заявил начальник Генштаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров, из 245 разбросанных по стране военных аэродромов Минобороны оставит себе только 27 основных. А оставшиеся 218 будут перепрофилированы или выставлены на торги, так как их содержание нашему военному ведомству не по карману. По расчетам военных, на каждый аэродром Минобороны тратит примерно 1 млрд рублей в год, что в нынешних условиях — непозволительная роскошь. Распродажу имущества решено было начать с Кубинки, так как на этот аэродром уже был реальный претендент — Сулейман Керимов.

Летом прошлого года премьер-министр России Владимир Путин подписал распоряжение, исключающее Кубинку из перечня объектов совместного (военного и гражданского) базирования. Это решение фактически заморозило деятельность базирующегося в Кубинке аэроклуба РОСТО (ДОСААФ) и открыло путь к приватизации аэродрома. В соответствии с решением премьера все воздушные суда, которые сейчас имеют в качестве приписки аэродром Кубинка, должны быть перерегистрированы в другом месте.

Читайте также  Стабильное зависание

А уже в конце июля нынешнего года Минобороны провело конкурс по продаже имущества аэродрома Кубинка, в котором победила дочерняя структура группы «Нафта Москва». Любопытно, что сам аукцион проходил вяло. Помимо ЗАО «Аэропорт Кубинка» в нем приняла участие малоизвестная компания «Балт-инвест». Но настоящей борьбы не получилось. Стартовая цена имущества аэродрома, определенная Минобороны в 212,077 млн рублей, поднялась только на два шага (один шаг — 2,5 млн рублей) и составила чуть более 217 млн рублей. Это означает, что территория аэродрома была продана структуре, подконтрольной «Нафта Москве», из расчета 1,5 тыс. долларов за сотку, при том что земли в этом районе Подмосковья эксперты по недвижимости оценивают в 2–2,5 тыс. долларов за сотку. Впрочем, как утверждает руководитель компании «Гео девелопмент» Максим Лещев, 1,5 тыс. долларов за сотку — вполне адекватная стоимость для этой сделки, так как земли аэродрома имеют существенные ограничения в использовании.

Как рассказали представители Минобороны российским журналистам, по итогам конкурса группе «Нафта Москва» досталось лишь около 10% всего аэродромного комплекса, территория которого вместе с вспомогательной инфраструктурой превышает 500 га. На первый взгляд это немного. Но названные нашими военными цифры не должны вводить в заблуждение. Компания Керимова стала владельцем самых лакомых земельных участков Кубинки, которые вплотную прилегают к взлетно-посадочной полосе и составляют в общей сложности две трети территории аэродрома. Впрочем, по условиям сделки сама взлетно-посадочная полоса, а также рулежные дорожки и все светосигнальное оборудование останутся в собственности государства и будут эксплуатироваться совместно с частным инвестором.

Конкурент для Внуково

Руководство группы «Нафта Москва» уже заявило о намерении переоборудовать взлетно-посадочную полосу вместе с прилегающей инфраструктурой в соответствии с нормами гражданской авиации. Это необходимо для того, чтобы создать на базе Кубинки новый аэропорт для бизнес-авиации. По расчетам экспертов, на эти цели «Нафта Москва» потратит не менее 35 млн долларов. Из них как минимум 5 млн долларов пойдут на снос существующих строений. Еще около 25 млн долларов потребуется для строительства международного терминала. Наконец, от 10 млн до 20 млн долларов придется потратить на закупку аэропортового оборудования, возведение крытых ангаров для самолетов, строительство автостоянки и прокладку участка дороги протяженностью 2 км до Минского шоссе.

Читайте также  Неподъемная сила

Но игра стоит свеч. Рынок авиаперевозок на административных самолетах, серьезно пострадавший в результате кризиса, в последние месяцы демонстрирует уверенный рост. С мая прошлого года пассажиропоток на самолетах бизнес-авиации увеличился на 11% и продолжает расти. Неизбежно вырастет и количество эксплуатируемых российскими предпринимателями персональных воздушных судов. Во-первых, из-за роста деловой активности. А во-вторых, из-за отмены в прошлом году таможенных пошлин на ввоз в Россию самолетов вместимостью до 19 пассажиров. По прогнозу канадской авиастроительной корпорации Bombardier, в ближайшие 20 лет в России и СНГ будет продано более 650 бизнес-джетов на сумму более 33 млрд долларов. То, что спрос оживает, четко показал прошедший недавно в предместье Лондона авиасалон Фарнборо’2010, на котором российские предприниматели только у Bombardier купили четыре новых административных самолета. Сейчас под контролем российских владельцев находятся около 300 самолетов бизнес-класса, из которых в России зарегистрированы всего 18. Таким образом, в ближайшие два десятилетия количество воздушных судов бизнес-класса, летающих в Россию, удвоится. Поэтому ставка Сулеймана Керимова на развитие аэропортовой инфраструктуры в Московской области вполне логична.

Сегодня в московском регионе действуют два крупных аэропорта для бизнес-авиации. Первый из них — Внуково-3 — перегружен до предела. А второй — Остафьево — эксплуатируется в интересах «Газпрома», который не горит желанием пускать туда самолеты других корпораций. Терминалы для административных самолетов есть еще в Шереметьево и Домодедово, но они в силу ряда причин у российских предпринимателей особой популярностью не пользуются. Так что недостатка клиентов у аэропорта Кубинка, судя по всему, не будет.

Единственная проблема группы Керимова — это пока еще базирующийся в Кубинке Центр показа авиационной техники имени Ивана Кожедуба, в состав которого входят знаменитые на весь мир пилотажные группы «Русские витязи» и «Стрижи». Впрочем, эту проблему чиновники Минобороны уже решают. Несмотря на то что министр обороны Анатолий Сердюков не раз заявлял, что пилотажные группы продолжат свое существование, а Кубинка как была, так и останется военным аэродромом, исход наших летчиков-асов из Центра имени Кожедуба идет полным ходов.

За последние несколько месяцев более десяти офицеров ВВС из Кубинки уже подали рапорты об отставке, выразив таким образом свое несогласие с решением Минобороны о переводе их в Липецк. И, судя по всему, это только начало. Командир пилотажной группы «Стрижи» Валерий Морозов прямо заявил российским журналистам, что развитие бизнес-авиации в Кубинке неизбежно приведет к тому, что группа де-факто прекратит свое существование. И понятно почему. Группа Керимова планирует, что из аэропорта Кубинка будет выполняться примерно 1500 вылетов каждый месяц. Если учесть, что во время приема и отправления гражданских лайнеров военные самолеты по правилам должны оставаться на земле, у пилотажных групп просто не останется возможностей для вылетов.

Читайте также  Полеты днем и ночью

Источник: Эксперт

Добавить комментарий