Полёты в аэроклубе

Каким быть пилоту?

Подробно об авторе: Александр Яковлев, пилот 1 класса, к.т.н.

Пожалуй, это один из самых актуальных вопросов в отрасли. Существующая система первоначальной подготовки предполагает подготовку пилотов двух категорий — коммерческих пилотов со средним и коммерческих пилотов с высшим образованием. Затраты на подготовку российского коммерческого пилота (даже со средним образованием) в два раза выше затрат на подготовку коммерческого пилота за рубежом, поэтому средств катастрофически не хватает. Вероятно, поэтому же в недрах департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса осенью 2011 г. возникла идея отмены высшего профессионального образования при подготовке пилотов ГА. Проблема получила широкий резонанс, ее обсуждали многие СМИ. В настоящее время обсуждения затихли, но проблема осталась. Суть ее сводится к следующему: должен ли пилот быть только высококвалифицированным специалистом или ему еще необходимо обладать широкой эрудицией и инженерным интеллектом, т. е. нужно ли второму пилоту высшее профессиональное образование. Человеческая жадность подсказывает — хотелось бы "два в одном", т. е. и то, и другое и, по возможности, даром. Но прагматический жизненный опыт подсказывает, что так не бывает. Наивысшее качество достигается, если сосредоточиться на чем-то конкретном. Вместе с тем, высшее образование для пилота — это величайшее достижение нашего государства и отрасли, и отказываться от него, закрывая подготовку пилотов с высшим образованием, было бы величайшей глупостью. Ставить же вопрос таким образом, по меньшей мере некорректно. Давайте посмотрим на проблему с различных точек зрения.

1. Нормативно-правовой подход. Воздушный кодекс (ВК РФ), Приложение 1 ICAO и федеральные авиационные правила (ФАП-147) являются основополагающими документами, определяющими требования для выдачи свидетельства пилота. Перечисленные документы не предусматривают наличия высшего или среднего профессионального образования для пилота коммерческой авиации (CPL), пилота многочленного экипажа (MPL), линейного пилота авиакомпании (ATPL) и пилота-инструктора. Именно этими документами определен необходимый и достаточный перечень требований для выдачи свидетельств пилотов перечисленных категорий, дающих право на профессиональную деятельность. При несогласии с требованиями этих документов необходимо пересмотреть международные соглашения и собственные нормативные акты. Какие должности могут занимать или какие функции могут выполнять перечисленные категории специалистов? Пилоты коммерческой авиации (CPL) и пилоты многочленного экипажа (МPL) могут выполнять функции второго пилота при коммерческих воздушных перевозках на ВС соответствующего вида, для эксплуатации которого требуется наличие второго пилота. Кроме того, пилоты с лицензией CPL могут выполнять функции командира ВС соответствующего вида, при коммерческих воздушных перевозках, сертифицированного для полетов с одним пилотом. Пилоты ATPL могут выполнять функции командира ВС соответствующего вида при коммерческих воздушных перевозках и любого самолета, сертифицированного для полетов более чем с одним пилотом. Таким образом, нормативно правовые акты России (и ICAO) не требуют высшего (среднего) профессионального образования даже для командира ВС, не говоря уже о втором пилоте.

Читайте также  Oxford Aviation Academy предоставит УВАУ ГА тренажер Boeing 737

Добавить комментарий