Эксперимент, превратившийся в тренд

Как ни странно, но до сих пор вертолетная тема активизируется в СМИ либо в связи с происшествиями, либо в качестве приправы к скандалам, связанным со злоупотреблениями представителей власти.

И если первый пункт с большой натяжкой еще можно отнести к заботе "четвертой власти" о безопасности (хотя любой всплеск их внимания к проблеме, как правило, перестает оставлять круги на воде уже через день), то все остальное в основном напоминает алармистскую активность постперестроечного периода. Словом, взгляды электронных и печатных СМИ на вертолетный сектор застыли в прошлом.

Вертолетная «социалка»

В это же время прямо под носом у журналистов происходит тихая революция. После принятия ФАП «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории» частная вертолетная авиация перешла в наступление. Одним из признаков этой экспансии стали растущие, как грибы после дождя, вертодромы – продвинутые площадки с набором сервисов либо небольшие аэропорты, предназначенные для обслуживания исключительно вертолетов. Особенно этот рост заметен в Подмосковье.

По словам директора чартерных программ компании "Русские вертолетные системы" Олега Гордеева, "Каждый год в Подмосковье появляется порядке 20 новых вертолетных площадок. Наряду с вертолетными площадками, которые строятся для нужд МЧС и полиции, основная масса новых объектов инфраструктуры — это частные площадки".

С точки зрения государственных интересов основной мотив строительства вертолетных площадок обусловлен исключительно проблемами общественной безопасности. В данном случае превалирует пожарная, медицинская и правоохранительная тематика. Поэтому тут частным владельцам вертолетов либо любителям, если и уделяется внимание, то по остаточному принципу. И в отсутствии логики такой подход обвинить трудно. Другой разговор – частный вертодром. Здесь, как правило, во главу угла ставится мотив получения прибыли. Хотя кто-то, очевидно, имея средства, вполне может вложить их в удовольствие иметь собственную воздушную гавань.

Стандарт для своих

Итак, частный вертодром. Об одном из них, что расположен в Санкт-Петербурге, написал известный таблоид. Открытие вертодрома площадью 8 гектаров, «основные строения которого прекрасно просматриваются с Кольцевой автодороги и граничат с Пулково-2», состоится в августе 2013 года. Проект на ближайшую перспективу предполагал дать приют сначала 100 вертолетам, в ближайшие годы – 200. Инфраструктура вертодрома включает заправочный комплекс, сервисный центр для ремонта и обслуживания вертолетов, на очереди спа-комплекс, ресторан и тренажерный зал для частных пилотов.

Читайте также  Западная авиация подлетает к Санкт-Петербургу

Характерно, что «стандартный набор», предполагающий дополнительные услуги на вертодромах, мало чем отличался и у других частных воздушных гаваней. Все те же гостиницы, ремонтные зоны, учебные центры и столовые (рестораны). Как пример, «Норд-Вест», вертолетный центр в Сочи, либо Heli Club – аэроклуб и летная школа в Подмосковье и другие.

"Владельцы площадок предлагают достаточно широкий перечень услуг и это становится правилом. К техническим сервисам добавляется сфера обслуживания индустрии гостеприимства. В целом эта сфера будет развиваться и дальше, по мере развития вертолетного спорта  и спроса на вертолеты и вертолетные услуги", — пояснил Олег Гордеев.

На встречном потоке — дальнейшее развитие и расширение клубного формата вертолетных клубов. Праздники для частных пилотов постепенно из камерных превращаются в большие шумные вечеринки с отдельным бюджетом на шоу-программу и фуршетом от известных рестораторов.

Долгое время лидером в организации такого досуга был вертолетный клуб центра «Аэросоюз», расположенный рядом с городом Яхрома Московской области на территории горнолыжного курорта «Волен». Кроме бара, кафе, бильярда, сауны и гостиничных номеров для желающих остаться на ночь, здесь предусмотрена большая клубная программа ежегодных мероприятий.

Другой пример: компания "Русские вертолетные системы", которая ежегодно проводит чемпионат по вертолетному спорту на Кубок КБ им. М.Л.Миля, также обнаружила вкус к вертолетным вечеринкам и провела этим летом грандиозное вертолетное шоу "Ночная Москва".

Однако, похоже, что в дальнейшем фокус ивент-услуг может сместиться с аэроклубов и вертолетных компаний на компании, владеющие частными вертодромами.

Новый вертодромный формат

Что касается площадок новой волны, то здесь у всех на слуху вертолетный центр «Аэропарк» с базой в городе Клин Московской области, который в тематике услуг пошел еще дальше традиционных участников этого рынка.  Идеология, совмещая доступность с организацией закрытого корпоративного отдыха фактически стали одним из логотипов компании. «Аэропарк» готов проводить на своей территории не только 1-е Московские вертолетные гонки по официальной программе Международной авиационной федерации FAI, как это происходило в конце мая 2013 года, но и свадьбы, юбилеи, корпоративные или деловые мероприятия. Как сообщают ресурсы, ориентированные на организацию банкетов, в «Аэропарке» возможно проведение полноценных световых шоу и салютов, не считая услуг по основному профилю – полеты на вертолетах, обучение пилотированию и выбор эксклюзивной одежды от John Douglas.

Читайте также  Рождение «Клубного» самолёта

По сути действия «Аэропарка» являют некую расширенную бизнес-стратегию в преломлении вертолетной тематики – более открытую, делающую услуги компании доступными не только для членов своего клуба, но и для граждан, не охваченных пока еще вертолетной идеологией. Фактически, это один из механизмов захвата полупустующего пока сектора рынка вертолетных услуг и вовлечения в него новых участников, но под своим флагом. Выбрав в качестве целевой аудитории довольно обеспеченных сограждан, которые созрев для приобретения дорогостоящих автомобилей, пока еще не имеют какого-либо представления о возможностях вертолетов и нацелена, компаний, аналогичные «Аэропарку», работают на общий рост отрасли, рекрутируя для нее все новых и новых потребителей.

Вот, что о своем детище рассказал Павел Прошко, президент Вертолетного центра "Аэропарк":

"Вертолетный центр "Аэропарк" был открыт в Клину в августе 2012 года. 82-й км трассы М-10 Москва—Санкт-Петербург — довольно удачное место для вертолетной площадки. Во-первых, мы находимся непосредственно рядом с трассой, никуда не надо сворачивать и с трудом искать место на карте. Во-вторых, большим плюсом является близость расположения "Аэропарка" к мегаполису: с нашей площадки можно без дозаправки долететь до Москвы, до "Крокуса", например. В мае этого года в "Аэропарке" впервые прошли крупные вертолетные соревнования — 1-е Московские Вертолетные Гонки, которые проводились Федерацией вертолетного спорта России. С ФВС нас связывают дружеские отношения, и мы надеемся на проведение совместных мероприятий в дальнейшем. Успех соревнований у профессионалов подтвердил удачный выбор расположения площадки, дающей возможность проведения массовых клубных мероприятий. Конечно, на этом рынке существует целый ряд компаний с большим опытом, которые работают на рынке по 10 лет и более. Нам всего один год, но у нас есть одно неоспоримое преимущество — территория. Площадка Вертолетного центра "Аэропарк" в 4 раза больше, чем, скажем, в "Аэросоюзе". И нам есть, куда расти."

Читайте также  Пилот ТВ № 119

Цель – «безлошадные» клиенты

С точки зрения маркетинга подобные действия, практически не имея изъянов, позволяют вести активную работу по освоению рынка вертолетных услуг, инвестировать в него средства без особых опасений проиграть. Но, возможно, именно в этом сегменте рынка может начаться самая настоящая битва, передовые позиции которой все ближе к нескольким российским мегаполисам с их деньгами и частным бизнесом. И главный из них — Москва — еще только ждет своего открытия, но в области освоение новой бизнес темы идет полным ходом.

Считается, что люди, приходящие в вертолетные клубы, делятся на три группы. К первой относятся желающие просто покататься. Вторая и третья группы, столь ценные для дилеров, – это желающие научиться летать и, возможно, купить личный вертолет. Вместе с тем, существует еще одна группа — так называемые «крепкие» бизнесмены и чновники, для которых вертолет – это возможность отправиться на охоту, рыбалку или путешествие. Именно они и являются целью программ, аналогичных той, которую реализуют новые вертолетные центры. Как бы не росли цены на вертолетные услуги, расходы на аренду вертолета несопоставима с расходами его покупку, техобслуживание и эксплуатацию. Не все, способные купить воздушное судно пользователи вертолетов, согласны нести бремя авиавладельцев..

Кто первый встал, того и тапки

Таким образом, можно говорить о новом тренде – развитии сети «открытых» вертодромов, предлагающих комплекс услуг чисто утилитарного характера, не совсем похожих на клубный досуг в традиционном виде, с членством, взносами и стоянкой личных вертолетов в ряд. Насколько этот способ ведения бизнеса лучше или хуже, покажет время. Но то, что он родился и живет, говорит само за себя. Частный вертолетный рынок ищет новые форматы своего существования, проще говоря, подстраивается под время, под новых потребителей своих услуг. А в таком процессе, как правило, выигрывает тот, кто готов экспериментировать.

Николай Коробов

Источник: АВИ

Добавить комментарий