Бизнес-авиация 2009: топ событий

2009 год вопреки ожиданиям оказался богат на события в области бизнес-авиации. О самых интересных и значимых из них — в этой статье.

1. Экономический кризис

Финансовый кризис стал одним из самых обсуждаемых событий 2009 года. Резкое падение темпов экономического роста привело к снижению числа заказов, приостановке и сокращению производства, закрытию некоторых программ по разработке новых бизнес-джетов и банкротству нескольких компаний.

Корпорация Hawker Beechсraft на два года отложила сроки вывода на рынок нового легкого бизнес-джета Premier II. Теперь он войдет в эксплуатацию лишь в конце 2012-го – начале 2013 года.

Производитель Cessna Aircraft отказался от программы Columbus, уточнив, что возвращение к разработке нового макси-джета возможно, когда стихнет экономический кризис.
Самый громкий стартап 2008 года – Jet Republic – так же громко покинул рынок, объявив о несостоятельности. В итоге заказ на 110 бизнес-джетов среднего класса Learjet 60 XR был аннулирован, а покупатели карт долевого владения остались не у дел. Однако, как стало известно Top Flight, бывшее руководство Jet Republic не отказалось вернуть заказчикам вложенные средства.
Истории банкротства предприятий Grob Aerospace и Eclipse Aviation получили продолжение. Так, остаточные активы Eclipse Aviation приобрела новая компания Eclipse Aerospace. Её владельцами стали бывшие покупатели самолетов Eclipse 500 — Майкл Пресс и Мэйсон Холленд. Прежнее руководство компании Grob Aerospace надеется возродить программу легкого композитного бизнес-джета под другим названием и, по некоторым данным, продолжает вести переговоры с парой производителей о возможности участия в этом проекте.

2. Мажорный аккорд от Gulfstream

Осенью положительных эмоций аналитикам бизнес-авиации добавил Gulfstream Aerospace. На заводе компании в Саванне прошла выкатка дальнемагистрального бизнес-джета G650, флагмана в линейке производителя. Прошла строго по плану. Буквально через полтора года после запуска самой программы.

Читайте также  Авиаторы России объединились под новым флагом.

Специалисты уже назвали этот самолет вехой в истории развития отрасли. G650 среди бизнес-джетов сегодня обладает самой большой дальностью (12,964 км), самым просторным салоном (60,54 кв. м) и самой высокой максимальной скоростью полета (0,925 Маха или 977 км/ч).
Но на этих достижениях компания не остановилась. Спустя 11 дней в международном аэропорту Израиля Бен-Гурион публике представили суперсредний бизнес-джет G250. Похоже, Gulfstream Aerospace решил побить все возможные скоростные рекорды.

3. Новый закон для владельцев самолетов

14 сентября вступил в силу закон «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», который с нетерпением ждало все авиационное сообщество, в том числе и владельцы бизнес-джетов.

До этого право собственности на самолет подтвердить юридически было невозможно, так как не существовало института права собственности на воздушное судно, а следовательно, не могло быть и собственников ВС, зарегистрировавших свое право в России. Теперь закон определил порядок государственной регистрации прав на ВС, создание Государственного реестра прав на ВС и сделок с ними, а также выдачу свидетельства о праве собственности на ВС.

4. Место Росаэронавигации заняла Росавиация

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ об упразднении Федеральной аэронавигационной службы (Росаэронавигации), которой руководил Александр Нерадько. Функции ведомства разделили между Росавиацией и Ространснадзором.

Ространснадзор теперь займется «осуществлением надзора в сфере использования воздушного пространства, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства страны и авиационно-космического поиска и спасания». Остальные функции перешли к Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации).

Решение расформировать Росаэронавигацию было принято для того, чтобы сделать работу в области гражданской авиации результативной и качественной, способствовать проведению более эффективной международной политики в данной области, а главное, привести эту отрасль в РФ к соответствию международным стандартам.

Читайте также  Сойти с бетонки на грунт

5. Объединение двух ассоциаций деловой авиации

Представлять интересы российской бизнес-авиации теперь будут не две ассоциации, а одна – Объединенная национальная ассоциация деловой авиации. Дело в том, что после нескольких лет параллельной работы НАДА и UBAA решили объединиться и организовали единую ассоциацию ОНАДА, или RUBAA.

Сначала в России существовала одна ассоциация деловой авиации – НАДА. Но три-четыре года назад из-за внутреннего конфликта от НАДА откололась группа, которая создала при «Внуково-3» свою ассоциацию UBAA (куда вошли в основном сервисные организации). А НАДА стала ассоциацией эксплуатантов. Каждая организация выстраивала свои отношения с зарубежными компаниями, что приводило иностранцев в недоумение и сильно мешало работе обеих ассоциаций. Поэтому, чтобы не мешать, а помогать развитию отрасли, НАДА и UBAA объединились.

Сегодня в русском и английском названиях новой ассоциации угадываются элементы как одной, так и другой организации – это своего рода компромисс. По словам Леонида Кошелева, председателя правления ОНАДА, во всех других вопросах ассоциация постаралась «соблюсти равенство двух объединяющихся частей».

6. «Мустанги» мчатся на российский рынок

Вслед за сертификацией Citation Sovereign в России сертификат типа МАК получила другая модель американского производителя Cessna Aircraft – Citation Mustang. Это должно открыть путь новому сверхлегкому бизнес-джету на российский рынок деловой авиации.

Даже в эпоху кризиса желающих купить «Мустанг» не так мало. Согласно отчетам GAMA по количеству поставок за первые девять месяцев 2009 года заказчикам передали 94 «Мустанга».
В России пока единственный покупатель этой модели – авиатакси Dexter. Ожидается, что первые из 20 заказанных «Мустангов» Dexter начнет получать уже с 2010 года.

7. Российские авиаторы покорили Атлантику

Три российских экипажа пилотов-любителей впервые в истории российской авиации совершили перелет через Атлантический океан на одномоторных вертолетах Robinson R44. Команда провела в воздухе в общей сложности 88 летных часов, за которые пролетела около 15 700 км, пересекла границы 10 государств и Атлантический океан.

Читайте также  Heli Club запустил в работу AS355 NP

Команда летчиков из подмосковного аэроклуба «Истра» начала путешествие с побережья Тихого океана, из пригорода Лос-Анджелеса. Пилоты пересекли территорию США и Канады и взяли курс на Гренландию. 2470 км участники экспедиции прошли над Атлантическим океаном, а самый длинный беспосадочный перелет над водой составил 550 км. Далее через Исландию, Фарерские острова, Шетлендские острова, Норвегию, Швецию и Финляндию экипажи вернулись в Россию.
В перелете участвовали: руководитель перелета, шеф-пилот компании «Авиамаркет» Дмитрий Ракитский, курсанты аэроклуба «Истра» Александр Курылев и Николай Кузнецов, а также президент компании «Авиамаркет» Сергей Филонов.

Источник: журнал "Top Flight", N1 (13), январь 2010

Добавить комментарий